Культура

Занимательный фрагмент мировой истории и культуры

Compressed file

История Эфиопии, одного из древнейших государств на Земле, овеяна легендами. Ной и его сыновья. Ковчег Завета Моисея. Царица Савская... Много веков Эфиопией правили "соломониды" - её потомки. Почитайте, как всё начиналось. Это интересно!

Образ царицы Савской вошел в историю мировой культуры, как одна из самых ярких и притягательных легенд древности. Впервые о ней, не упоминая, впрочем, её имя, говорит библейский текст. Почитательница Солнца и владычица страны Шеба, изобильной золотом и драгоценными благовониями – ладаном и миррой, она прибывает ко двору царя Соломона, дабы удостовериться в том, действительно ли так мудр знаменитый правитель. Увидев, что царь, действительно, превосходит мудростью и благородством все сказания о себе, царица оставляет в Иерусалиме невероятные дары, причем благовониям среди них, самым драгоценным «нет счета». Иудейские комментаторы расходятся в том, вступила ли царица Шебы в связь с Соломоном и, если одни утвердительно говорят об этом, то другие считают этот союз аллегорией, в котором бесчисленные сабейские сокровища – это символ власти Соломона над землей Шебы.

В XXVII суре Корана «Муравьи» и ряде мусульманских преданий царица Савская известна под именем Билкис. О царице страны, полной сокровищ, восседающей на золотом престоле, «повелитель духов» Сулейман ибн Дауд узнает от птицы, которая соглашается отнести могущественной царице письмо с приглашением явиться. Не приняв богатые дары, Сулейман вынуждает Билкис, которая не хочет войны, приехать к нему. Чтобы произвести впечатление на прекрасную солнцепоклонницу, Сулейман приказывает джиннам принести из далекой Шебы её собственный трон, что заставляет царицу уверовать в могущество Сулеймана и его веры. По легенде, Сулейман принимает гостью во дворце со стеклянными полами, чтобы приняв их за воду, она приподняла подол и обнажила ноги, опровергнув слухи о своей потусторонней, демонической природе, полученной от матери-джиннии и шерсти, якобы, покрывающей ее тело. Знаменитые девятнадцать загадок царицы Сулейман разгадывает не без труда и уловок.

Предание о царице Савской сохранилось и в Эфиопии – в тексте «Книги о Славе царей» она упоминается как «кандака» – древняя царица Эфиопии, которая, вступив в брак с Соломоном, рождает сына Менелика I. Он, в свою очередь, почитается в качестве родоначальника всех эфиопских царей. Согласно этому тексту, имя царицы – Македа, т.е. «огненная»; она умна, исключительно красива и решается на путешествие в Иерусалим, прослышав о мудрости Соломона от знаменитого купца Тармина. Македа вступает в союз с Соломоном, который получает её согласие обманом: предложенные ей соленые кушанья вызвали страшную жажду и близость становится платой за стакан воды. Выросший Менелик отправляется к отцу, от которого возвращается наделенным мудростью и сменяет мать, отошедшую от власти, на престоле Эфиопии.

Удивительная легенда о царице Савской вдохновляла поколения поэтов, музыкантов, писателей Востока и Запада. Владычица Шебы была героиней многих арабских сказаний, а в европейской литературе трансформировалась во всесильную волшебницу, предсказательницу, «южную сивиллу», которая хранит тайны и загадки вселенной. В русской культуре образ царицы, известный с XIII в., был особенно популярен в кругу творцов «Серебряного века»: В. Иванова, А. Куприна, Н. Гумилева, И. Северянина.

Уже совсем скоро мы пригласим вас в путешествие по миру Южной Аравии и Эфиопии, где образ царицы Савской – важная часть национальной традиции и фольклора. Оружие и ткани, одеяния и исключительно редкие произведения ювелирного искусства из нескольких частных собраний позволят вам познакомиться с богатейшей культурой той части света, которая издревле ассоциировалась у людей Запада с невероятным богатством и тайнами.

Произведения, представленные в экспозиции, выполнены в XIX и XX столетиях, однако, благодаря силе традиции, они по технике исполнения, материалам и художественным решениям восходят к архаическим образцам, скрытым от нас в глуби веков.

На фото: Эдвард Поинтер. Соломон и царица Савская. 1890. Сидней, Национальная галерея.